Новые положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

 

 Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о контрактной системе внесен ряд существенных изменений, направленных на решение конкретных проблем и противоречий, связанных с его применением.

 

 Новые сроки вступления в силу отдельных положений Закона о контрактной системе                                  

 

п/п

Реквизиты измененных или вновь введенных положений Закона о контрактной системе

Положения статьи

Ранее установленный срок

Новый срок

1

Часть 25 статьи 112

 

Срок принятия бюджетным учреждением положения о закупках по 223-ФЗ, в случае принятия решения об осуществлении закупок в соответствии с 223 –ФЗ в соответствии со ст. 15

до 01.01.2014

до 01.04.2014

2

Часть 28 Статья 112

Обязанность создания контрактных служб в соответствии со ст. 38

до 01.01.2014

до 31.03.2014

3

 

Часть 1.1 Статья 114

 

Введение реестра банковских гарантий в соответствии со ст.45

с 01.01.2014

с 31.03.2014

4

 

Часть 1.2 статьи 114

 

Введение нормирования закупок в соответствии ст. 19

с 01.01.2014

с 01.07.2014

5

 

Часть 1.2 статьи 114

 

Введение банковского сопровождения контрактов в соответствии со ст. 35

с 01.01.2014

с 01.07.2014

6

 

Часть 23 статьи 112

 

Обязательность наличия у работников контрактной службы или контрактного управляющего образования в сфере закупок

до 01.01.2016

до 01.01.2017

7

Часть 26 статьи 112

 

Обязанность ГУП (МУП) применять Закон о контрактной системе при представлении им бюджетных инвестиций

с 01.01.2014

С 01.01.2017

 

 

Единое требование об отсутствии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком


        Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 9 устанавливающим новое требование к участникам закупки, в соответствии с которым не допускается наличие близких родственных связей, брака между физическими лицами участника закупки и заказчика, непосредственно принимающими решения в отношении проводимой закупки.

           Введенное требование, наравне с прочими требованиями к участникам закупки, будет является основанием для отстранения участника закупки в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказа от заключения контракта с победителем, а также будет декларироваться участниками закупок в заявках на участие в конкурсе и электронном аукционе.

 

Новые случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика исполнителя).


          Существенно расширен исчерпывающий список случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика исполнителя), предусмотренный ст. 93 Закона о контрактной системе.

         В том числе, в этот список теперь включены: заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком и оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода физическим лицам (ранее в этих случаях необходимо было бы провести запрос предложений).

 

                    Некоторые изменения, направленные на совершенствование действий заказчиков:

 

    - Организатором совместных конкурсов, аукционов теперь вправе выступать не только один из заказчиков, но и уполномоченные органы, уполномоченные учреждения (ч. 2 ст. 25).

    - Все государственные и муниципальные образовательные организации могут осуществлять закупки до 400 тыс. руб. у единственного поставщика, при этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика и одновременно должен составлять не более чем 20 млн. рублей в год (п.5 ч.1 ст. 93).

    - Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (принятые в соответствии с Законом № 94-ФЗ) действуют до окончания мероприятий, для исполнения которых они приняты (ч.27 ст.112).

 

Таким образом, законодательство о контактной системе совершенствуется, что говорит, о том, что законодатель прислушивается к мнению экспертов и специалистов, непосредственно работающих в сфере закупок и знающих эту сферу изнутри. Представляется ожидаемым внесение и других изменений в Закон о контрактной системе, когда его положения пройдут непосредственную проверку практикой.