Контракты теперь можно расторгать в одностороннем порядке



Вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Поправками вводится упрощенный механизм расторжения государственных и муниципальных контрактов в одностороннем порядке в случае ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Заказчик теперь вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом указанное право должно быть предусмотрено в самом контракте. В противном случае его нельзя будет реализовать.

Ранее Законом о размещении заказов расторжение контракта допускалось  исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В связи с чем возникала коллизия между положениями о недопустимости одностороннего расторжения контракта по ФЗ № 94 и общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, где в отдельных случаях предусматривается возможность одностороннего расторжения договора по инициативе одной из сторон.

Суды выносили решения как в пользу одностороннего расторжения, так и с абсолютно противоположной точкой зрения, а также с указанием на ничтожность пункта контракта, содержащего такое условие.

Однако, если судебная практика не однообразна, то контролирующие органы ФАС России настаивали на существовании лишь двух способов расторжения контракта, обозначенных в ФЗ № 94. В связи с чем административная практика насыщена примерами привлечения заказчиков к ответственности за включение соответствующих условий в контракт, которые противоречат нормам ФЗ № 94

В связи с тем, что длительность процедуры рассмотрения дел в судах создавала для заказчиков невозможной судебную защиту государственных интересов, заказчики зачастую были вынуждены договариваться с ненадлежащими исполнителями и расторгать контракты по соглашению сторон.

Поскольку Государственный контракт заключается для государственных нужд, т.е. для выполнения государством в лице своих органов государственных функций, реализация которых, как правило, не терпит отлагательств, упрощенный порядок расторжения контрактов позволит заказчикам оперативно реализовывать возложенные на них функции по размещению заказов.

Заказчику предоставлено право разместить заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являвшихся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта, либо провести повторные торги.

 

При этом заказчик лишится возможности заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 ФЗ №94 заказчик вправе заключить контракт, в случае расторжения такого контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств.

 

Следует отметить, если до расторжения контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при размещении нового заказа количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом выполненных поставщиком обязательств. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

 

Для недобросовестных поставщиков при внедрении подобной практики возникнут следующие последствия: сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в одностороннем порядке по инициативе заказчика, будут направлены в реестр недобросовестных поставщиков, а значит, такой поставщик (исполнитель, подрядчик) будет лишен права участвовать в процедурах размещения заказа сроком на два года.

 

У поставщиков есть опасения злоупотребления правом одностороннего расторжения контракта заказчиками, ведь контролирующие органы не вправе принимать решения о существенном нарушении стороной условий контракта и, как следствие, давать заключение о правомерности действий заказчика в части одностороннего расторжения контракта. Таким образом, отсутствие оперативного механизма разрешения вопроса о неправомерности расторжения контракта может повлечь негативные последствия для поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

Закон предлагает заказчикам проводить экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

У поставщика (подрядчика, исполнителя) также есть право расторжения контракта в одностороннем порядке.

Следует отметить, что поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом поставщик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. Аналогичная норма содержится в законе и для заказчиков.

 

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Новый закон уже вступил в силу и распространяется даже на те контракты, которые были заключены до его принятия.

В случае, если заказ размещен до дня вступления в силу поправок, в контракты, заключенные по итогам размещения такого заказа, допускается внесение изменений в части установления права заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта в соответствии с гражданским законодательством. Такие изменения могут быть внесены только по соглашению сторон контракта.

 

Схожие нормы содержатся также в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступает в силу с 01 января 2014 года.