Наверх

Бесконтрольная закупка: проблемы в экономике подталкивают к реформе госзаказа

В ближайшее время подвергнется корректировке законодательство о госзаказе. Оно будет либерализовано как для заказчиков, так и для поставщиков. "Деловой Петербург" попытался проанализировать, какие из предлагаемых изменений пойдут бизнесу и государству на пользу, а какие несут риски.

Не секрет, что крупнейшим инвестором в России является государство. Значительная часть этих инвестиций осуществляется через систему госзаказа. Видимо, именно поэтому довольно существенная часть состоявшегося 16 марта совещания президента с руководством правительства и губернаторами была посвящена предложениям о реформировании этой сферы. Почти все озвученные инициативы направлены на упрощение процедур. Это должно помочь частному бизнесу привлечь в оперативный оборот дополнительные средства и тем самым отчасти сдемпфировать последствия происходящего в экономике.

"Предприятия, которые выполняют заказы органов власти и компаний с госучастием, должны как можно быстрее получать деньги за поставленные товары и услуги, пускать их снова в дело, — задал тон Владимир Путин. — В этой связи предлагаю увеличить объёмы авансирования по государственным контрактам. Аванс должен составлять не менее половины от общей суммы контракта, а срок оплаты поставленных товаров и услуг — сократиться до 7 рабочих дней. Аналогичное решение необходимо также принять на уровне субъектов Федерации, муниципальных образований и компаний с госучастием".

Опрошенные "ДП" участники рынка госзаказа и эксперты по–разному относятся к высказанным предложениям. Почти все инициативы помимо блага (более быстрая "накачка" реального сектора ликвидностью) несут в себе и риски.

Особо бурно в экспертных кругах обсуждается размер авансирования. Сейчас он по Федеральному закону № 44 (регулирует бюджетные закупки) составляет, за редким исключением, 30%. А вот 223–ФЗ (для компаний с преимущественной долей государства в капитале) авансирование вообще не регламентирует.

Председатель комитета по государственному заказу Санкт–Петербурга Александр Жемякин поддерживает увеличение объёма авансирования. "Оно позволит в условиях нестабильности рынка пополнить оборотные средства и, следовательно, увеличить закупки товаров, которые необходимы для поставки", — сказал он "ДП". Но конечно, увидел и подводные камни.

Первый из них — резкое увеличение объёма авансирования приведёт к возможным кассовым разрывам региональных бюджетов. "Это может повлечь необходимость дополнительного привлечения средств бюджетов либо на рынке, либо в виде казначейского кредита", — говорит чиновник.

Второй риск при увеличении авансирования — возможный рост стоимости банковских гарантий. "Исполнение контракта обеспечивается банковскими гарантиями, которые должны быть в размере не меньше, чем аванс. Соответственно, если банковские гарантии были рассчитаны под 30%–ное авансирование, то рост аванса до 50% увеличит и их стоимость. Насколько мне известно, сейчас в условиях нестабильности и высокой турбулентности банки дают гарантии неохотно или с достаточно большой маржой", — отмечает Александр Жемякин.

Источник: Деловой Петербург

https://www.dp.ru/a/2022/03/21/Beskontrolnaja_zakupka

 

Хотите подробнее узнать обо всех изменениях и успешно участвовать в закупочных процедурах в этом году?

Тогда ждём вас наших семинарах и вебинарах!

Расписание обучения >>